Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 11.12.2017, 22:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Главная » 2017 » Май » 14 » Томск - земля казачья
20:28
Томск - земля казачья

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»

В.М. Васнецов

Служба наша, служба -
чужедальня сторона,
буйная головушка -
казацкая судьба...
Дай нам Бог, ребятушки,
пожить да послужить -
на дальней сторонушке
головки положить...

(Слова из старинной казачьей песни "Полно вам снежочки на талой земле лежать")

Заселение Сибири со времен похода Атамана Ермака Тимофеевича шло по направлению с севера на юг по речным системам, удобным для прохода казачьих челнов-дощаников. Речные системы «соединялись» в единую сеть волоками. Самым удобным временем для путешествия было половодье. До межени (времени обмеления рек) выбирали место будущего зимовья и строили временный острожек. Постепенно стали возникать не просто зимовья, а укреплённые крепости, где можно было построить Церковь, оставить гарнизон, мирных жителей, припасы, товары и где собирался ясак в государеву казну.

Строительство таких крепостей-городов также шло с севера на юг. Города в Сибири возникали прежде всего как военные крепости. Связано это было с немирной обстановкой и с необходимостью постоянно отражать набеги южных кочевников.

Город Томск был основан в 1604 году по указу царя Бориса Годунова, который велел «под город место высмотреть, где пригоже, и на чертеже начертить, и велети место очистити и прося у Бога милости, город поставить в крепком месте».

Отряд в количестве из двух сотен казаков и других служилых людей прибыли весной 1604 года на томскую землю. Туземный татарский князь Тоян пригласил русских построить на берегу Томи именно военную крепость для защиты своих земель, и обещал в качестве платы свою поддержку и помощь. В 1604 году по грамоте царя Бориса Годунова на восточных рубежах России Тобольскими казаками под началом воеводы Г.И. Писемского и казачьим головой В.Ф. Тырковым. был поставлен город-крепость Томск. В течение первого столетия Томск был военной крепостью, опорой продвижения русских в Сибирь. По мере продвижения на восток Томские казаки основали Кузнецкую крепость (ныне город Новокузнецк), города Ачинск, Енисейск, Красноярск. В середине 17 века отряд под предводительством томского казака И.Ю. Москвитина первым среди русских вышел на берег Тихого океана. Атаман Томских казаков Иван Петлин 1618 году, в составе первой русской экспедиции побывал в Китае и привез к Русскому императорскому двору различные сорта чая, после чего сей напиток распространился по всей России. Результатом этой поездки явилось дозволение китайского императора приходить русским с посольствами и торговать на этой территории. За время путешествия И. Петлиным было составлено подробное описание природы Китая и Монголии, а также нравов и обычаев местных жителей.

В архитектурном и военном плане город отличался от острога наличием не менее пяти башен по периметру стен. На территории Томской области старше Томска только село Нарым 1595 года и Кетский острог основан в 1596 году, расположенные на севере Томской области.

Казаки построили острог на выступе древнего речного берега, который возвышался над Томью. С трех сторон выступ (позднее его назвали Воскресенской горой) был обрывист да еще прикрыт с востока топкими болотами, с юга - небольшой речкой Ушайкой. На северной, самой опасной стороне, казаки поставили острожную стену из высоких, заостренных сверху столбов. После основания Томской крепости по мере освоения окрестных земель возникают сначала казачьи заставы, а затем и иные поселения, также имеющие ограждения для возможного отражения набегов. Особое значение такие заставы получили после 1606 г., когда была создана «государева пашня». В том же 1606 году киргизский князь Номча «пожёг все томские волости на р. Чулым».

В 1608 году Томск подвергся первой осаде кочевников. На следующий 1609 год на главных путях к Томску были поставлены казачьи острожки-заставы. Что соответствовало засечной черте, которые создавались вокруг крупных городов-крепостей XV века «для бережения от приходу военных людей учинены были засеки и на замках всякие крепости».

И в том же 1609 году на Томск напали чёрные калмыки (угнали городское стадо скота). В дальнейшем подобные набеги продолжались в течение всего XVII века. Для защиты города и пашен вокруг Томска стали строиться засеки и казачьи заставы, которые со временем стали перерастать в сёла. Одна из казачьих застав строится на возвышенной излучине реки Каменки, на месте современного села Семилужное.

Семилуженская крепость была возведена в 1609 году. Село расположено на реке Каменке чуть выше её впадения в реку Большую Киргизку, в 20 км от Томска. Каменский (Семилуженский) острожек прикрывал Томск от так называемого «киргизского прихода» (с северо-востока), замыкая древний торговый путь, по которому в XII-XVIII в.в. был проложен участок Великого Сибирского (Иркутского) тракта - самого длинного в мире. Кочевники стремились вернуть под свой контроль старинный «Калмыцкий торг», располагавшийся на левом берегу Томи, против современного Томска. Торг являлся одним из крупнейших центров торговли и обмена севера и юга Азии. Ежегодно сюда стекалось огромное количество мехов с азиатского севера, а с юга (из Монголии, Китая, Бухары, Ирана) приходили груженые товарами караваны верблюдов. От Томска начинался «меховой путь» к Великому шёлковому пути, по которому сибирские меха растекались от Рима до Пекина.

В 1775 году была образована Семилуженская волость, и с. Семилужное стало волостным центром. Таким образом, до 1913 года с. Семилужное представляло собой крупное сибирское село, имевшее прочную экономическую базу.

В 2009 году природный Сибирский казак, ветеран МВД, житель этого села Владимир Федорович Ильин начал строительство исторической панорамы «Семилуженская крепость». На настоящий момент полностью отстроены угловая и воротная башни, большая часть террасной стены и заплота, лабаз и амбарчики, зимовье, приказная изба, баня, часовня, туалет, загон и стайка для скота, завершено строительство ветряной мельницы, в планах имеется строительство действующих мастерских, вырыт колодец, отлиты из чугуна пушки, в вырытом пруду Ильин запустил лечебных пиявок. Данный проект нельзя считать полной исторической реконструкцией, так как перенесено место ее настоящего исторического расположения, но необходимо отметить, что все острожные сооружения выполнены с полным соответствием с их историческим обликом и возведены по всем канонам строительства фортификационных сооружений. В начале 17-го века томскому казаку Григорию Рожневу во время страшной болезни на смертном одре было видение Св. Николая Чудотворца, который приказал Григорию отнести икону с его ликом в Вознесенский храм п. Семилужки для особого на то почитания и молитв во избежание предстоящих страшных напастей в городе. В следствии чего томские паломники до 30-х годов прошлого века устраивали крестные ходы до гор. Томска. К всеобщей скорби, Советская власть под страхом ареста запретила их и спустя некоторое время след чудотворной иконы Св. Николая Чудотворца теряется и ее нахождение до настоящего времени не установлено.

В последние несколько лет время в Семилужки стали часто приезжать фольклорные ансамбли и гости со всей России и даже из дальнего зарубежья, что позволяет надеяться на долгую жизнь проекта В.М. Ильина. 8-9 сентября 2012 года в Семилужках прошел первый Межрегиональный этнофорум под названием «Что во Томской, во губерне...». В «Казачью крепость» съехались гости из Москвы, Омска, Новосибирска, Казахстана... Яркое зрелище фольклорного праздника позволило зрителям перенестись во времени минимум на сотню лет назад, в обстановку дореволюционной сибирской казачьей станицы. В настоящее время томскими архитекторами - реставраторами при поддержке областной администрации разрабатывается проект по воссозданию всех острогов - крепостей находившихся вокруг г. Томска. Всего их было пять. В связи с чем департамент по культуре и туризму предложил проложить кольцевой маршрут между ними с конными переходами и остановками. Все это конечно в перспективе, поскольку это дело не одного года и требует немалого вложения финансов.

На основе томских исторических летописей и других архивных источников известно, что большинство поселений вокруг Томска и на территории области основаны казаками. Жители этих сел помнят свое прошлое и свято чтут традиции своих предков.

8 августа 2016 года в селе Кривошеино Томской области прошел Шестой межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Братина», который в очередной раз собрал близких по духу людей, чтобы они смогли насладиться в полной мере самобытной казачьей песней, посмотреть на казачьи пляски, попробовать казачий квас и хмельную медовуху из той самой братины. Впервые фестиваль казачьей культуры «Братина» прошел в Кривошеине в 2011 году, в 2014-м он получил статус межрегионального. Казачья станица Кривошеинская, в которой проживает около 300 казаков, существует в Томской области с 1991 года. В ее состав входят Кривошеинская окружная станица и Петровский, Володинский и Пудовский хутора. У истоков возрождения сибирского казачества и организации станицы стояли войсковой старшина А. Попов и заслуженный работник культуры РФ Г. Герасимова. Гордостью кривошеинского казачества являются народный ансамбль русской и казачьей песни «Ивушка» и мужской казачий ансамбль «Разгуляй». Приезд Губернатора Томской области, потомственного казака Сергея Анатольевича Жвачкина, который по уже сложившейся традиции не первый раз открывает казачий фестиваль, стал значимым событием для томских казаков.

29 августа 2016 года в деревне Губино состоялись праздничные мероприятия, посвященные 366-летию со дня ее основания казаками братьями Губиными. Согласно историческим данным, основали деревню Губино в 1650-м году конные казаки братья Губины: Андрей, Елизар и Родион, которые за свою государеву службу в городе Томске получили здесь землю в пожизненное пользование на условиях поместного владения. Их отец - Василий Никитич был торговцем из Вятки, в 1620-х годах числился посадским человеком в Томске. Имя его упоминается в материалах следствия по делу о Томском бунте 1648 года, где он и другие «жилецкие люди заявили, что им никаких обид от воеводы не бывало».

На юге современной Томской области в 1681 году основали свои заимки конные казаки Афанасий и Степан Кожевниковы с Иваном Березовским. Заимке Кожевниковых с постройкой в ней церкви, освященной во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, суждено стать самым старинным казачьим селом, а в наше время и центром южного административного района Томской области. Иван Березовский поселился севернее заимки Кожевникова, купив землю у темерчинского князя Илимена. На месте его земель выросла деревня Б. Евтошино. В 1683 году деревню Канаево основал конный казак Илья Канаев.

Казак Петр Сафронов основал деревню Сафроновку в тех же местах - между поселками Кожевниково и Мельниково, пеший казак Михаил Усков - деревню Усково, конный казак Сенька Астраханцев - деревню Астраханцево. Все эти поселения существуют до настоящего времени и их легко найти на карте.

Уртамский острог поставлен в июне 1684 года казачьим отрядом томского сына боярского Юрия Соболевского на пригорке между впадением реки Уртам в Обь, ныне - с. Уртам Кожевниковского района Томской области Этот острог стал не только опорным военным пунктом, но и крупным земледельческим центром. Разрабатывался проект исторического восстановления острога, но возникли проблемы с определением точного места его расположения, поскольку за несколько веков своего существования он несколько раз переносился его жителями.

Деревню Пичугино - выходец из деревни Десятово казак Пичугин, потомки которого известные ученые и писатели проживают в городе Томске, деревню Чилинскую - пушкари Федор Чернов и Григорий Жуков. Деревню Сафроново расположенной недалеко от Томска бывшей ранее заимкой, основал в 17 веке казак Вениамин Сафронов. Интересен тот факт, что до настоящего время в ней проживают жители с фамилией Сафроновы.

Из архивных источников города Томска известно, что сыновья знаменитого сибирского первопроходца основали д. Копылово которая находится в Томском районе в 22-х километров от Томска на реке Киргизка. Сам же атаман получил чин сына боярского. Дмитрий Епифанович Копылов - атаман, предводитель отряда из 50 казаков, отправился в 1636 году из Томска на восток на поиск новых земель и населения, не обложенного ясаком. Идя по Енисею, Ангаре, Лене и их притокам на лодках, перетаскивая их по тайге и горам, открывая на пути богатые промысловые угодья. На реке Алдан казаками Копылова был основан Бутальский острог. Весной 1639 года томскими землепроходцами было основано первое русское поселение на побережье Тихого океана - в устье реки Ульи, впадающей в нынешнее Охотское море. С недавнего времени, летом каждого года жители села Копылова устраивают праздник в честь его основания и доброй памяти своего именитого земляка-казака Дмитрия Епифановича Копылова, вспоминая его немалые заслуги перед Отечеством.

К сожалению, к началу 90-х годов уже прошлого века, когда как говориться в приче: «... и пришло время собирать камни», многие старинные казачьи поселения пройдя через горнило революции, коллективизации, раскулачивания и укрупнения хозяйств когда население деревень насильно заставляли переезжать в райцентры, практически перестали существовать. Заросли дороги, пашни, разрушились или сгорели дома, церкви и все, что было связано с тем, что когда то здесь проживали люди. Только при внимательном осмотре можно обнаружить на погосте холмики старых могил. Рядом с известным казачьим поселком Копылово 280 лет просуществовала деревня Кудрово, теперь ее нет даже на карте. Она располагалось в 15-ти верстах от Томска на правом берегу таежной речки Черной, притока Киргизки.


Казаки были, есть и будут!

Из Дозорной книги Томского уезда за 1703 год:

«...Конный казак Корнила Иванов Кудров, у которого по сказке его дети: сын Тимофей 19-ти лет, Степан 18-ти лет, Иван 9-ти лет. А пашенная его заимка на речке Черной в межах с пешим казаком Потапом Шумаковым. Всего сраспашными и заложными по десяти десятин в поле, а во-вторых, к тому же паскотный выпуск на 15-ти десятинах. А владеет он той своей пашенной заимкой по Челобитной с 1694 года. И на той своей заимке пашет он по две десятины, а во-вторых к тому же сена косит по 50 копён. И с той своей пахоты платит он в казну Великого Государя сыпного хлеба. По книгам Степана та плата с него по четверти ржи и так же овса казённую четверопудную меру, А служит он Великого Государя конную казачью службу и берёт денежного жалованья по семь рублей с четвертью, хлеба по десяти четвертей с осьминой ржи и овса. А иных пашенных заимок и никаких угодий за ним нигде нет...»

Этот документ можно считать первым историческим напоминанием о деревне Кудрово, а 1694 год считать годом ее основания. Родоначальником деревни является конный казак Томского острога Корнила Иванович Кудров.

В дальнейшем фамилию Кудровых можно найти в некоторых других томских документах. Так, в списке Томских служилых людей за 1707 год числится Корнила Иванов сын Кудров, который умер и на его место поверстан его сын Тимофей Кудров. В списке фамилий прихожан Воскресенской казачьей церкви города Томска за 1742 год значится отставной казак Кудров.

И таких заброшенных поселений на территории Томской области предостаточно, десятки и сотни заброшенных деревень, со своей историей и неповторимой сибирской красотой. Эти богатейшие места ждут своего нового открытия, крепких рук, а также рачительного отношения к себе доброго хозяина. Возродить казачьи и не только казачьи поселения это трудная, но в перспективе выполнимая задача.

Уральский казак Матфей Зоркальцев в 1734 году основал недалеко от Томска по ныне существующие село Зоркальцево. В 1703 году казаком Алексеем Степановым сыном Круглика по особому распоряжению Томской воеводской канцелярии при впадении рек Умревы и Оби был отстроен Умревинский острог (В настоящее время территория Новосибирской области). В ходе изысканий острог восстановлен с исторической достоверностью и готов принять всех посетителей. Недалеко от острога располагается хутор Умревинский где несколько семей казаков под началом атамана Евгения Ефремова получив землю уже несколько лет пытаются воссоздать казачьи хозяйства, засевая поля зерновыми культурами и выращивая скот.

Отчасти повинуясь государственной политике, отчасти следуя собственным экономическим интересам, сибирские казаки в 16-17 веках стали активно продвигаться в Верхнее Приобье, основав как было уже указано выше: Кузнецк, Колывань, Барнаул, Бийскую крепость - современный город Бийск. Посетив Алтай, особенно ознакомившись с пригородом города Бийска с удивлением встречаешь казачьи поселки с точно такими названиями, что стоят под Томском: Корнилово, Чилинское, Сафроново и другие. О чем это говорит, прежде всего, о том что родовые казачьи корни у нас одни и теже, закрепляясь на одной оборонительной линии казаки перемещались и далее, не останавливаясь на одном рубеже продвигаясь на юго-восток. В последствии чего и была сформирована знаменитая Колываньская и Бикатуньская казачья линия вплоть до Телецкого озера в Горном Алтае. Местное туземное население в основной массе лояльное к казакам и русской администрации сему непротивилось, находя в этом взаимные выгоды. Но так бывало далеко невсегда и порой небольшие стычки переростали в масштабные военные действия, продолжавшиеся безпрерывно по нескольку лет, что требовало огромного напряжение сил и средств. Так Мрасские татары занимавшие территорию современного Новокузнецка добровольно подчинившиеся в 1607 году Московскому царству, поддавшись уговорам Колываньских калмыков и Чулымских кыргизов, учинили бузу с целью захвата Томского острога и других поселений. Для усмирения восставших туземцев, из Томска на встречу был выслан отряд казаков и стрельцов в количестве двух сот человек. Но увидев, что войско неприятеля составляет более пяти тысяч человек, сотник Иван Пущин засел за полисадники и в течении десяти суток выдерживал осаду. По окончании запасов продовольствия казаки решились на дерзкую вылазку, в ходе которой порубили и рассеяли почти все неприятельское войско, захватив в полон многих знатных мурз и местных князей.

Как пишет в своей книге «Подвиги и заслуги первых Томских казаков» Константин Николаевич Евтропов, изданной в Томске в 1904 году:

«Буквально через каких-нибудь 35 лет от основания Томска, вольные и беззаветно отважные казаки без географических карт и компаса, без вождей и полководцев подчинили русскому государству четверть огромного азиатского материка, завоевали громаднейшию страну от Ледовитого океана до границ Китая, а на востоке до берегов Камчатского и Охотского морей, завоевали единоличными силами и средствами своего юного города, без всякой материальной поддержки совне, из Москвы. Ничем Москва не помогала, ни деньгами, ни присылкою ратных людей и боевых огнестрельных зарядов. Да и не могла она помочь: страшные кровавые смуты грозили ей самой, если не гибелью, то утратою политической самостоятельности и независимости. Хотя избранием Михаила Феодоровича Романова на царство (1613 г.) и положен был конец великой смуте, но, как после бури в море, волнения от всеобщей распущенности улеглись только к концу его царствования, т. е. ко времени основания Д. Копыловым и Ив. Москвитиным Удска. Историческая заслуга томских казаков, таким образом, пред отечеством громадная и беспримерная. Мы знаем похождения португальцев Аль-мейды и Абукера, удивляемся делам испанца Кортеса, приключениям авантюристов Писарро и Альмагро, но великие патриотические подвиги томских казаков Дмитрия Копылова и Ивана Москвитина нам неизвестны, потомством не оценены и не увековечены памятником, соответствующим величию их заслуг отечеству; самою наукою в истории русской земли не отмечены рельефными чертами, в учебниках не упоминаются, и потому мы их не знаем. Справедливо ли такое полное забвение нами истинно героических деяний и великих заслуг наших предков Д. Копылова и И.Москвитина? В Тобольске поставлен же памятник Ермаку, завоевавшему только западный клочок Западной Сибири. Ужели Копылов и Москвитин не стоят такого же в Томске? Слава г. Томска должна быть близка сердцу томских граждан, и, несомненно, увековечение памяти Копылова и Москвитина должно бы составлять наш неотложный долг и заботливую обязанность.

Ведь учёные мужи давно уже обращали внимание на этот исторически выдающийся факт в колонизационном движении томских казаков. Они понимали и воздавали должное заслугам и доблестным подвигам томских казаков. «Атаман Д. Копылов за то похвалы достиг, - говорил Фишер, - что он первый положил основание к распространению Российского государства до Камчатского моря». Известный писатель Матв. Геденштром, изъездивший в 1820-х годах всю Восточную Сибирь, говорит: «История сибирская столь малоизвестна, что едва ли кто вспомнит о сибирских казаках. Хотя корысть к соболям более, нежели другое высокое чувство воина, направляла их непреодолимое мужество, но дела их останутся чудесными, беспримерными… Казаки являются воинами неутомимыми, покорявшими земли и народы своим самодержцам. В своих походах они должны были преодолевать препятствия, которые встречались им на каждом шагу, в земле неизвестной, дикой, необъятного пространства, и от народов неприязненных и в сравнении с ними весьма многолюдных… В отчаянной храбрости можно сравнить их с одними флибустьерами, но флибустьеры были не что иное, как морские разбойники, и однако ж… все удивляются их делами, а казаки Сибири и в России едва ли не забыты». «Покорение северной Азии русскому скипетру, - говорит учёный путешественник Адольф Эрман о предках томских казаков, - принадлежит к замечательным явлениям всемирной истории: в течение 8 лет завоёвана была восьмая часть поверхности земного шара, и это благодаря их изворотливости и настойчивости; со времени основания Томска они проявили особенную деятельность в расширении русского господства… И, однако ж, заслуги этих отважных завоевателей не были наследственными привилегиями» с их острогами и зимовьями. По вниманию к его боевым заслугам и приведению им в подданство русскому скипетру разнообразных инородческих племён Сибири, он отличен был от других городов Сибири тем, что знамя его украшено было одною из главных царских регалий: в пожалованном ему гербе изображена была «царская корона», а не зверки сибирские и животные, как у других городов. Так томские казаки прославили и возвеличили в ХVII веке родной свой город, и - что замечательно — совершили это в относительно короткое время. Почему память их, доблести и заслуги должны быть для г. Томска незабвенны».

Прошло более ста лет после выхода в свет книги Евтропова, выдержку из которой я вам сейчас привел в качестве исторического материала и что изменилось в деле увековечивания памяти казаков покорителей и первопроходцев?! До недавнего времени практически ничего! Лишь в последнее время по инициативе Казачьих общественных организаций и посильной помощи поселковых администраций области этот процесс сдвинулся с мертвой точки. Но памятники до сих пор ни Москвитину, Писемскому, Тыркову или кому то еще из наших предков казаков так и не установлены, и память их не увековечена! И все же надо отдать должное томским краеведам и градоустроителям, в период 50-60 годов прошлого века в черте города Томска в поселке Степановка на пересечении с улицей Тояновской возникли три новые улицы, очень небольших спрятанные на отшибе среди деревянных бараков. Но зато с какими названиями: Петлина, Копылова и Москвитина. В другом конце поселка среди заросших кустарников и деревьев на краю оврага расположена улица, названная в честь другого нашего земляка - казака, ученого с мировым именем Потанина Григория Николаевича (21.09.(03.10).1835 - 30.06.1920) - крупнейшего общественного деятеля, выдающегося исследователя центральной Азии и Сибири. В 1863-1899 гг. он совершил ряд экспедиций: в Монголию, Туву, Северный Китай, Тибет, открыл (совместно с М.В. Певцовым) котловину Больших Озер. Совместно с женой - А.В. Потаниной - собрал ценные этнографические материалы. В начале 60-х годов ХIХ века возглавил движение, которое вошло в историю России как «Сибирское областничество». Вместе с Н.М. Ядринцевым вел активную борьбу за развитие в Сибири образования, за бережное отношение к культуре коренных народов Сибири, за развитие экономики края. В 1902 году избрал Томск постоянным местом жительства; с 1915 года - почетный гражданин Томска, с 1919 - почетный гражданин Сибири. В его честь названа малая планета. Хочу сказать, что в свое время и это оказалось большим событием в жизни нашего города, но опять же разовым и почти забытым в памяти наших сограждан. Очень жаль, что за подобное отношение к своей истории мы так и останемся среди «Иванов-непомнивших родства». Жаль еще по тому, что не в пример нам Томичам жители городов таких как Хабаровск чтят наших казаков - первопроходцев и разрабатывают проекты об увековечивании их исторической памяти.
 


Томские казаки.

Кстати, в 17 веке Томские казаки уже после основания Красноярского острога - города Красноярска в 1628 году, неоднократно спасают его от полного разорения во время нашествия объединенного войска Джунгар и Кыргызов, присылая им на помощь свои отряды, причем второй раз ворачивают и возвращают с полдороги оставившие свой город население и гарнизон. Красноярские жители свято чтут память о своих земляках-казаках основавших их город, опять же выходцев из Томска, Тобольска и Енисейска. В центре более миллионного города ими воздвигнут памятник первому воеводе основателю города Андрею Дубенскому и Триумфальную арку в честь 375-летия высадки первого отряда казаков.

Чего же нам современным Томским казакам, краеведам и общественности не хватает, что бы наши инициативы нашли долгожданный отклик в сердцах областной и городской администрации?! Прежде всего единства в наших казачьих рядах, желания доминировать и добиваться поставленной цели! Ведь Томск это не просто Сибирские Афины с полуторавековой историей существования первого в Сибири Императорского университета. Томск это исторический форпост казачества, его точка опоры на пути к завоеванию, пускай даже в прошлом: Восточной Сибири, Азии и части Северо-Американского континента с богатым прошлым и славными традициями. А кому как, если не нам сибирским казакам необходимо приложить свое усердие для возрождения и сохранения нашей истории, культуры и традиций!

Занимаясь написанием истории возрождения и становления Российского казачества, постоянно задаешь себе вопрос, а что мы все-таки возродили, а если возродили - насколько оное соответствует тому образу казака - потерянному и отнятого у нас в годы Всеобщей кровавой гражданской войны и в последующие годы советского соцреализма?! Что изменилось в наших душах, можем ли мы называться казаками и какую пользу от нашей деятельности мы сможем принести Отечеству. Очень непростой вопрос на который ответить должны сами казаки и власть, которая, слава Богу, дала нам для этого определенные возможности. Прежде всего, мы должны ответить на вопрос, чего все-таки желаем мы и чего от нас хочет получить государство, пытаясь поместить нас иногда в не совсем понятные нам формы бытия. Казачество Томского региона, развиваясь по тем же законам, что и другие казачьи организации России с начала 90-х годов, уподоблялось иногда быстро наступающему весеннему разливу реки или превращалось в застойное болото, в котором иногда начинали бить студеные и прозрачные родники. Не так все просто и понятно происходило у казаков на Томской земле, приходили и уходили люди, сменялись атаманы и их окружение, менялась и сама власть и ее политика в отношении казаков, много было сделано хорошего и не совсем хорошего. Бурлили страсти и конфликты подчас переходящие в столкновения. Как и в любой семье-общине делили иногда не совсем понятное всем имущество, доказывали свою правоту и неуемные амбиции. Делили радости и горе, справляли рождения и похороны, отмечали праздники и дни всеобщей скорби. Как бы и что бы не происходило в сознании Томских казаков - все это происходило согласно их традиций и законов. Каждый приходящий казак оставлял о себе память, иногда добрую иногда такую паскудную, что и вспомнить тошно, да и казак ли он, если стравливал казака с казаком, проявляя при этом двоедушие и подлость по отношению к своему же товарищу. Ну да Бог с ними - Господь им судья, да и дело, в общем, не в личностях, а в делах, проделанных для пользы Отечества!

Но, несмотря на все эти реалии, Томское казачество с 90-х двигалось вперед, пускай не так как хотелось бы быстро и слажено, поскольку в полной мере отражало в себе все негативные процессы происходящие в нашем Российском обществе, но оно постепенно набирало силу и уверенность, в том что ее существование и деятельность необходима России, а значит имеет право быть и развиваться наравне с другими коренными народами.

Присоединив к России огромные территории Сибири вместе со множеством народов и культур, мы, как и весь русский народ, получили право владеть всеми несметными природными богатствами находящимися на ее территории и недрах: нефтью, газом, лесом и другими полезными ископаемыми и природными ресурсами. Историческая миссия казачества еще далеко не закончена, она будет идти дальше, поскольку государству всегда будут на потребу служилые люди умеющие уберечь, сохранить и приумножить все то, что даровал нам Господь! В свое время в начале прошлого века премьер- министр правительства Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин прочитав докладную записку о наличии огромных природных богатств в Сибири заявил - «Кто владеет Сибирью, тот будет владеть Миром!»

Многое было сделано казаками с момента возрождения казачества в Томске, как в патриотическом воспитании, так и возрождении традиций, фольклора, истории и уклада жизни. Но много идей и проектов по разным причинам так и остались невостребованными или нереализованными, а некоторые вовсе бездарно загубленными. Нет у казаков на данный момент единой производственно - торговой и хозяйственной базы, ни Национального казачьего культурного центра - просуществовавшего всего несколько лет и ликвидированного по не совсем понятным причинам в 90-годах. А жаль, все это могло принести огромную пользу не только казакам но и всему населению Томской области. Мне, как и другим Томским казакам, верится в то, что с Божией помощью мы в скором времени выберем себе достойного атамана способного вывести казаков из этого затянувшегося кризиса, достойного человека обладающего для этого всеми качествами опытного руководителя и верного товарища. Именно сейчас как никогда нам необходим атаман способный объединить под своим началом все лучшее и творческое, что есть в Томском казачестве. Опираясь на наш многовековой опыт необходимо многое обдумать и решить, что взять собой в будущее, а что и выкинуть без всякого на то сожаления как не прижившиеся. Видит Господь пришло время решать все эти наболевшие казачьи вопросы срочно и безотлагательно. Сила казачества в его единении и организации, поэтому все связанные с этим вопросы мы должны решать вместе учитывая чаяния и пожелания всех казаков, без чванства и желания получения каких либо преференций за счет других, поскольку все казачьи организации по имеющимся Российскому законодательству находятся в абсолютно равных условиях. И помощь войскового атамана СВКО генерала Привалова и аппарата Томской областной администрации Томским казакам в своих решениях должна быть крайне последовательна, политически грамотной и мудрой. Мы не должны жить одним днем с надеждой, что все само образуется и разрешиться, руководителями государства на всех уровнях власти должны быть поставлены перед Сибирским казачьим войском соответствующие его основному статусу задачи, быть Служилой ратью, ставя во главу угла прежде всего создание и развитие в сельских районах казачьих общин (хуторов и станиц). Всем давно понятно, что без создания определенных условий для успешного развития казачества мы так и будем бежать с протянутой рукой за всеми возможными «благодетелями».

Мы как представители различных казачьих организаций Томского региона согласно принятого Государственной Думой Закона «О казачестве Томской области» и распоряжения губернатора Томской области от 26.08.2016 г. № 223-р, постоянно вносим свои предложения по развитию этого направления в комитет по внутренней политике администрации Томской области, так как на наш взгляд это, несомненно, имеет важное государственное значение. Мы уверены, что наше сотрудничество и в дальнейшем как нельзя лучше будет способствовать деятельному развитию и укреплению межконфессиональных и этнических связей, а так же нахождения путей для преодоления всех стоящих перед нами проблем, как в сфере внутренней национальной политики, информационной безопасности так и в других областях.

Совершенно ясно, что в своей статье я вышел за рамки решения проблем казаков Томской области, но и казачество это мировое явление, которое в большей или меньшей степени затрагивает интересы всех регионов нашего Отечества! Поэтому слова девиза «За Веру, Царя и Отечество», как принцип служения Российского казачества, так и будут определять наше взаимоотношение с государством.

В завершении моего не большего труда хочется напомнить очень важные, на мой взгляд, слова напутствия казаков-стариков. Они адресованы, прежде всего, к казачьей молодежи, но и этими словами должны руководствоваться все кто причисляет себя к казакам «Казаком мало родиться - им нужно быть. Именно быть, а не казаться! И быть не только на праздниках и других торжествах, но и на протяжении всей нашей нелегкой казачьей жизни, когда от каждого требуется: стойкость духа, твердость в Вере и любовь к Отечеству!»

Слава Богу, что мы казаки!

Председатель правления МОО «Союз Казачьих Журналистов Сибири и Дальнего Востока» и гл. редактор независимого журнала «Казачье братство» Сафронов А.В.

Контактные телефоны: +7-952-894-87-46 , +7-903-914-79-42

Эл. адрес: RusRati@yandex.ru

Выражаю огромную признательность и благодарность казакам-краеведам города Томска, Новосибирска, Бийска, Хабаровска, предоставивших необходимые исторические сведения
 


Список используемой литературы:

1. Дозорная книга Томского уезда. 1703 г. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1371.

Переписные книги Томского города разных всяких чинов которыя владеют пашенными заимками и сенными покосы и рыбными ловлями и мельницами и всякими угодиьями. Из Материалов Томского краеведческого музея и архива Томкой епархии.

2. Книга памяти исчезнувшим деревням / Межпоселен. централ. б-ка Том. р-на; [сост. М.Г. Никифорова, Д.Н. Болотских]. - Томск: 2015. - 123 с.

3. Академик Г.Ф. Миллер «История Сибири» энциклопедия - Издательство АН СССР. 1937. 5 томов, 607 стр.

4. Академик В.Т. Топчий «Казачьи войска», Томск,4,7 п.л 1993 и История Казачества азиатской России изд. Екатеринбург 1995 г.

5. Энциклопедия Томской области. Т.2: Н - Я. - Томск: Изд. Томский государственный. университет 2009.

6. Академик А.П. Окладников «Открытие Сибири» изд. Молодая гвардия 1979 г.

7. Евтропов Константин Николаевич. «Подвиги и заслуги первых томских казаков»: лепта к трехсотлетию города Томска / К. Евтропов. - Томск: Типография епархиального братства, 1903. - 11 с.

Категория: Новости друзей сайта | Просмотров: 317 | Добавил: kazak-news2015 | Теги: Казаки, казачество, томск, казаки-первопроходцы, история, Сибирь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar