Приветствую Вас Гость!
Пятница, 25.09.2020, 21:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Страницы истории

Казаков отливают в бронзе

Казачью историю Ставрополья увековечивают в памятниках. За последние годы были установлены множество поклонных крестов и две скульптуры казакам-основателям Ессентуков и станицы Боргустанской. А в следующем году памятники появятся в Ставрополе и на границе края с Ростовской областью.

Впрочем, не везде местные власти идут навстречу подобным инициативам. О казачьем историческом наследии говорили на конференции к 320-летию Хоперского полка, которая состоялась 23 декабря в Ставропольской краевой научной библиотеке имени Лермонтова.

Сто лет на переосмысление

В каждом населенном пункте Ставропольского края есть мемориалы, посвященные погибшим в гражданскую войну большевикам и их вождю Владимиру Ленину.

А вот скульптурных памятников казакам, которые основали значительную часть населенных пунктов края, пока раз-два и обчелся.

Эскиз будущего памятника

В СССР казачество было не в чести из-за войны на стороне белогвардейцев.

Лишь последнюю четверть века, когда в стране началось переосмысление революционных событий 1917 года и Гражданской войны, историческую миссию казаков по расширению границ Российской империи перестали принижать.
В СССР казачество было не в чести из-за войны на стороне белогвардейцев

Ставрополь был основан в 1977 году как одна из крепостей Азово-Моздокской укрепленной линии. А строили и обживали ее донские казаки Хоперского полка.

Студентки-участницы конференции и атаман Хоперского районного общества Василий Енин

Они прибыли с семьями из Воронежской губернии.  Многие из них пустили корни на Ставрополье, которое сейчас стало целиком территорией Терского войска. А сам полк в начале XX века вернулся на Хопер.

Первопоселенцам будет посвящен памятник, который собираются установить на площади Фрунзе вблизи Нижнего рынка, где располагались первые улочки казачьей станицы.

Возвращение имен

Когда-то улица Голенева, ведущая к площади Фрунзе, называлась Хоперской. Самое время к установке памятника вернуть ей историческое наименование.
Первый атаман Ставропольского казачьего войска Союза казаков России предложил переименовать в Хоперскую улицу Калинина

Но, как отметил на научно-практической конференции, посвященной 320-летию Хоперского полка, первый атаман Ставропольского казачьего войска Союза казаков России Петр Федосов, никто не даст предать забвению имя мальчика Геннадия Голенева, геройски погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Петр Федосов

Взамен Петр Стефанович предложил переименовать в Хоперскую улицу Калинина, ранее носившую название 1-й Станичной. Всего Станичных в этом районе города было четыре, и одна до сих пор носит такое название.

Самых буйных — на Кавказ

Петр Федосов перелопатил много книг по истории Хоперского полка и мог бы рассказывать о нем часами.

Хоперцы входили в состав Донского войска и вместе с донцами в 1670 году приняли присягу московскому царю.

До этого момента Донское войско общалось с Московским государством посредством посольского приказа, как иностранное государство.

Днем рождения Хоперского полка царь Петр I определил 17 июля 1696 года — дату второго в российской истории взятия Азова. Он был снова отбит у турок благодаря отваге казаков.

С этого момента хоперцы не раз участвовали в военных походах в Польшу, Галицию, Ливонию и заслужили славу верных России воинов.
Когда встал вопрос, кого послать на Кавказ, сюда направили волжских и хоперских казаков, которые были самими неспокойными

Однако когда 1707 году вспыхнуло восстание Кондратия Булавина, хоперцы приняли в нем живейшее участие.

Царские войска, как напомнил Петр Стефанович, беспощадно подавили мятежников: «Вешали, сажали на кол, били кнутами, палками, женщин и детей забивали в колоды, священников, молившихся о победе казачества, четвертовали».

Книги и картины к конференции

Во время восстания Емельяна Пугачева 1773-1775 годах хоперцы снова бунтовали — и опять попали в опалу.

«Поэтому когда встал вопрос, кого послать на Кавказ, сюда направили волжских и хоперских казаков, которые были самими неспокойными, — полагает Петр Стефанович. — Не одни они шли на Кавказ, а под охраной драгунских и пехотных полков».

«Белые пятна» истории

Помимо крепости и станицы Ставропольской, хоперские казаки основали укрепления, с которых ведут отсчет своего существования ставропольские села Московское, Донское и Северное.

Хоперцы первыми поселились в крепости близ Армавира, получившей позже название Кавказская.

Хоперский полк — старейший в Кубанском войске, хотя официальную историю оно ведет от высадки на Тамани черноморских казаков

Хоперский полк является старейшим в Кубанском войске, хотя свою официальную историю оно почему-то ведет от более поздней по хронологии высадки на Тамани черноморских казаков, наследников запорожцев.

Роль казаков-линейцев стирается, и конференция, как отметил ее ведущий историк и журналист Станислав Звонок, призвана «заполнить образовавшиеся лакуны».

Подготовленные к ней доклады позже будут опубликованы отдельным сборником.

Три ипостаси

Что касается памятника хоперцам в Ставрополе, то почти 4 миллиона рублей на создание и установку скульптурной композиции пообещала выделить мэрия Ставрополя.

Фигура казака с иконой для будущего памятника

Еще 9 миллионов рублей должен собрать учрежденный казаками Благотворительный фонд «Хоперцы», возглавляемый Александром Печниковым — атаманом Центрального районного казачьего общества СОКО ТВКО, которое и стало организатором конференции к 320-летию Хоперского полка.
Почти 4 миллиона рублей на создание и установку скульптурной композиции пообещала выделить мэрия Ставрополя

Как идет работа над памятником, рассказал ростовский скульптор Сергей Олешня. Он решил отразить в композиции три главных ипостаси казаков.

Сергей Олешня

«Фигура казака с иконой Казанской божьей символизирует православие. Фигура со знаменем хоперского полка — это символ государственности. Образ казака на коне символизирует воинскую доблесть», — пояснил скульптор.

Казак с иконой, как было показано на слайдах, уже готов. Он слеплен из глины по фотографии станицы Есауловской середины XIX века.

Фигура в теплом зипуне с фляжкой и шашкой на боку бережно держит святыню, обернув ее кушаком.

В ближайшее время по глиняной основе ростом в 2,5 метра сделают гипсовую форму, а потом начнут заливать ее бронзой. Если не будет проблем с финансированием, фигуру закончат через три месяца.

Казак со знаменем пока в работе. На конференции решали, каким флагом его сопроводить.

Копия хоперского знамени, воссозданная по геральдическому описанию, есть в Кубанском войске.

А на Ставрополье хранится знамя, созданное в 90-х годах московскими геральдистами по заказу казаков станицы Александровской.
Специалисты по геральдике признались, что надпись по сравнению с оригиналом искажена: слово «царя» заменено на слово «справедливость»

На синем полотнище с одной стороны изображен Георгий-Победоносец, поражающий копьем змея-дракона, герб России и надпись «1-й Хоперский казачий полк». На другой стороне — надпись «За веру, справедливость и Отечество».

— Специалисты по геральдике сразу признались, что надпись по сравнению с оригиналом искажена: слово «царя» заменено на слово «справедливость». Казаки настаивать на переделке не стали, — рассказал на конференции атаман Хоперского районного казачьего общества Терского войска Василий Енин.

Изображение третьей фигуры вызвало вопросы, поскольку конь выглядел слишком маленьким по сравнению с всадником. Но оказалось, что его пока не просчитывали в нужных для скульптуры пропорциях.

На берегу Калалы

Параллельно с работой над памятником казакам-основателям Ставрополя Сергей Олешня заканчивает создание мемориала, посвященного подвигу казаков донского атамана Матвея Платова. По словам скульптора, он уже отлит в бронзе.

Памятник установят на высоком кургане, чтобы его было видно с трассы, недалеко от села Привольное Красногвардейского района.

Именно там в 1774 году произошло сражение у реки Калалы, в котором полторы тысячи казачьих штыков победили 20-тысячное турецкое войско.

Эту скульптуру тоже создадут на народные средства при поддержке правительства Ставрополья и Российского военно-исторического общества.

Ипатово из казачьей станицы

Но не всегда увековечение памяти казаков на Ставрополье встречает понимание властей.

Как рассказал атаман Ипатовского станичного казачьего общества Владимир Беловолов, глава Ипатово выступает категорически против памятника основателям населённого пункта.
Атаман Ипатовского полка столкнулся с искажением и замалчиванием роли казаков в заселении Ипатовского и Апанасенковского районов

Обществу пришлось провести собственные исторические изыскания, чтобы откорректировать официальную историю Ипатова.

Согласно ей, город возник в 1860 году как село Чимрек, названное по имени ногайского князя, похороненного неподалеку. Заселялось оно «крестьянами из Воронежской, Полтавской и Харьковской губерний».

«Мы столкнулись с фактами искажения и замалчивания роли казаков в заселении Ипатовского и Апанасенковского районов», — подчеркнул атаман.

На самом деле ряд населенных пунктов в северных районах Ставрополья возник из казачьих застав на новом тракте от Царицына до Азово-Моздокской укрепленной линии.

Короткий путь для переброски казаков был продолжен по калмыцким степям хоперскими и волжскими казаками по императорскому указу 1777 года.

Когда дорогой стали активно пользоваться, в безлюдных степях возникла проблема грабежей.

Для охраны тракта в 1846 году Николай I велел учредить 44 станицы. На заставе Чимрек возникла станица Винодельная — нынешний город Ипатово. В 1860-м году эти станицы были переданы в управлении Ставропольской губернии и переименованы в села.

Этот момент не учтен в книге «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» Антона Твалчрелидзе, на которую опирается официальная версия.

Между тем помимо указа императора об учреждении станиц были найдены десятки заявлений с просьбами жителей наделить их землей.

У нас и телевизорам уже памятники ставят, и котам, а казакам-основателям Ипатово нельзя?

И большинство таких прошений подписаны не крестьянами, а казаками, что также подтверждает казачью версию. Однако она многим не нравится.

Владимир Беловолов

«Нас пугают социальным взрывом, говорят, что другие народности обидятся, что евреи и дагестанцы больше сделали для Ипатовского района, чем казаки, — рассказал Владимир Беловолов. — Требуют предоставить книги толще Твалчрелидзе, и тогда они поверят, что казаки были. У нас и телевизорам уже памятники ставят, и котам, а казакам-основателям Ипатово нельзя?»

По итогам конференции было решено ходатайствовать за памятник перед ипатовскими властями.

Кроме того, была поддержана инициатива по переименованию ставропольской улицы Калинина в Хоперскую, по присвоению Петру Федосову звания почетного жителя Ставрополья, по организации конференции к 440-летию старшинства Терского войска в следующем году и по усилению религиозной работы с казачьей молодежью.



Источник: http://kavpolit.com/articles/kazakov_otlivajut_v_bronze-30645/
Категория: Страницы истории | Добавил: kazak-news2015 (26.12.2016) | Автор: Светлана Болотникова
Просмотров: 564 | Теги: история, Казаки, казачество, Ставрополье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar