Приветствую Вас Гость!
Четверг, 14.12.2017, 03:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Самобытная культура и традиции казачества

Большой казачий праздник в Хабаровске: Любо, братцы, любо

«Любо, братцы, любо!»  – кричали хабаровчане и не жалели ладоней для аплодисментов.  Иной раз даже самые суровые казаки тайком утирали набежавшую слезу - уж очень душевно играли песни на большом празднике, который вместил два конкурса – краевой и общероссийский.

Более 400 артистов – солистов и участников вокальных и танцевальных коллективов из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Чегдомына, Эльбана, Переяславки, Бикина, Солнечного и Хабаровского районов, Приморского края и Амурской области приняли участие в III открытом краевом фестивале казачьей культуры «Казачья гора» и региональном этапе Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг».

Три дня концертов в ДК профсоюзов, мастер-классы, вечерки, организованные гостем праздника - уникальным ансамблем «Читинская слобода», сохраняющим аутентичное вокальное искусство забайкальского казачества, выставки декоративно-прикладного творчества и народное гуляние на набережной имени Невельского - откуда только силы брались у артистов?!

Казалось, что сам воздух был пропитан музыкой, и как тут не петь. Выступив на сцене, люди выходили на крыльцо ДК профсоюзов, кто помладше, делал селфи, кто постарше, просто фотографировался. Да и как не запечатлевать такую красоту? Женщины в народных костюмах были необыкновенно хороши – щечки разрумянившиеся, глазки горят. Рядом-то казаки – лица строгие, на штанах лампасы.

Ансамбль «Казачья станица» из станицы Бикинской (это по-казачьи, а так, по-граждански, – просто из Бикина) хвалили. Уж очень искрометно выступили те, чьи предки появились на дальневосточной земле еще до революции.

- Как живется казакам в Бикине? – спрашиваю Антонину Одинцову.

- Кто работает, кто оптимист, тот живет нормально.

- Песня помогает?

- Что вы! Я работала до 70 лет. В дождь, в снег, в град бегала на репетицию как на праздник, и до сих пор бегаю. У казаков нет возраста! 

Казаки, они от любой работы не отказываются.  Возрождаться казачество начало в конце прошлого века. Три года, в начале 90-х, на общественных началах границу охраняли.

- Что за медали у вас?

- Военных, естественно,  нет. Юбилейные казачьего войска. У меня и звание есть - вахмистр. Имею четыре медали и почетный знак.

Антонина Одинцова – настоящая, верстанная казачка. Верстание - это вроде присяги - атаман три раза должен ударить нагайкой. И бил Антонину. Только не крепко. Жалел.

Запылит дороженька, затуманит солнышко.

Сотня пролетит амурских казаков.

Эх, тайга неласкова, дальняя сторонушка,

 Да леса укроют от врагов.

Какие колоритные были запорожские казаки, панове, жінки и панночки в хабаровском украинском хоре «Батькивська крыныця». Как будто ожили герои гоголевских рассказов.

- Помимо того что мы любим петь, мы еще занимаемся и реконструкцией народного костюма. Нам интересно сохранить ту красоту, которая была утеряна в советское время. Хочется повернуться к старине, открыть сундучки. Но, к сожалению, уже мало что можно найти. И если нам что-то в руки попадается - вышиванка, например, или корсеточка, мы бережно храним… Интересовались материалами этнографических музеев. Мы соблюдаем региональные особенности. В Хабаровском крае было несколько волн переселений из разных регионов Украины, начиная с черниговщины и полтавщины. Мы постарались, чтобы наши зрители с украинскими корнями  увидели родное, чтобы каждый из нас не просто был певцом хора, а представлял свой род, своих предков. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить украинскую культуру, ничего не осовремениваем, ничего не упрощаем! – поделилась Наталья Романенко, руководитель хора.

Ой, у полі верба,

Під вербою вода,

Гей там дівчина

Пізно воду брала,

Дівчина молода.

 

На доріжку глядить,

А доріжка курить,

Гей там-то їдуть

Славні козаченьки

На конях вороних.

Род Дмитрия Макаренко, старейшины округа, председателя совета стариков, участника ансамбля  «Казачья вольница» из района имени Лазо, на Дальнем Востоке с 1891 года. Одного деда с Курской, другого с Полтавской областей сослали в наши края.

- У меня старшая сестра родилась в 1921 году, в семье было семь детей. Самый младший я. Мы жили небогато, но тем не менее отец был репрессирован.

- Восстанавливается ли казачество?

- Восстанавливается, но очень медленно! Словами нас поддерживают…Хотя бы чуть-чуть материальной поддержки, чтобы инструмент приобрести, форму заказать - женскую, не мужскую. Мы уж как-нибудь сами выкрутимся!

Знатоки фольклора утверждали, что русские на Дальнем Востоке не успели сочинить свои песни, Только-только обжились, и началась  революция, а потом в мясорубке советской власти не до песен было, не до сохранения национальной культуры. И вдруг со сцены на мотив, знакомый до слез, другой текст, нашенский, в исполнении ансамбля «Казачья вольница». Говорят, что потом доблестные революционеры стянули эту мелодию и написали свой текст.

За рекой Ляохе загорались огни,

Грозно пушки в ночи грохотали.

Сотни храбрых орлов

Из казачьих полков

На Инкоу в набег поскакали.

Казачья круговерть закончилась народным гулянием на набережной имени адмирала Геннадия Невельского. Музыканты из «Читинской слободы», почетного гостя фестиваля, устроили танцы под балалайку и гармошку. И кадриль, и краковяк, ручеек и полечка… Кавалеры бережно поддерживали своих сударынь, а те, как павы, глазками лукавыми постреливали, ножками пристукивали. Красота! А потом частушки принялись петь! Кто смущался, а кто громко выводил.

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

Рядом хабаровский хор «Млада» готовился к выступлению на закрытии казачьего праздника. Они на сцене хороши, а уж на свежем воздухе - глаз не отвести! Поют, что дышат!

Казак утомился, под березкой на газоне присел отдохнуть. А рядом молодые девицы  из дальнереченского ансамбля казачьей песни «Круголет». И аппетитны, и поют мощно, от души. Не зря почти все грамоты и дипломы забрали.

Казак на саблю опирался,

В глубокой горести стоял,

Он долго с милой, ой, да прощался,

Вздыхая, он же ей сказал:

- Не плачь, красавица, слезами,

В кручине злой не пособить.

Клянусь я честью, ой, да и устами –

Люблю, вовек не изменю.

Идиллию нарушила работница парка имени Муравьева-Амурского. А может, и не работница. «Тут вам не Европа, чтобы по газонам валяться! Уходите немедленно, всю траву притоптали!». Согнала всех на асфальт. Однако праздник не нарушила. Казаки расказачивание пережили и душу сохранили, а тут просто женщина…

…И были  песни, и были танцы. Что касается представительства Хабаровского края в Москве на Всероссийском фольклорном конкурсе «Казачий круг», то строгое жюри единогласно проголосовало за хабаровский ансамбль русской песни «Елань». Их песенный спектакль про дальневосточных казаков, про то, как осваивали наш таежный край, был такой нежный, с такой удивительно тонкой и трагичной нотой, что равнодушным оставаться не было никаких сил.

Конечно, можно было написать о проблемах: о том, что катастрофически не хватает баянистов в Хабаровском крае, особенно в отдаленных районах, о том, что народная музыка – экологически чистая, и то, что поется под фонограмму – это уже эстрада, что не хватает вокального мастерства даже у хабаровских профессионалов, что хоть и есть рост, но он такой маленький, а хотелось бы больше… Но это не главное.  Все-таки праздник удался, и в первую очередь благодаря тем районным любительским коллективам, которые, несмотря на тяжелую жизнь, сохраняют и душу, и казачью песню.

«А я казачью песню затяну и вот уже в другом я измерении, я в Родину родимую иду, где сила, дух, любовь вне времени», -  написал хабаровский поэт и певец Вадим Безруков.

Завершала праздник «Читинская слобода». Вроде к этому времени и утомились и от музыки, и от духоты, и от того, что в парке толком и присесть негде: лавок – раз-два и обчелся. А на выступлении читинцев как будто у хабаровчан и гостей праздника второе дыхание открылось, как будто ангелы пролетели над городом и такую душевность, такую правду и благость разлили, что сердце щемило, и пусть даже не казачьи, а простые мужичьи губы благодарно шептали: «Любо, братцы, любо!».

Фото автора



Источник: http://khabarovsk.md/society/9488-bolshoy-kazachiy-prazdnik-v-habarovske-lyubo-bratcy-lyubo.html
Категория: Самобытная культура и традиции казачества | Добавил: kazak-news2015 (22.09.2017) | Автор: Юрий Вязанкин
Просмотров: 69 | Теги: конкурс, Хабаровск, Казаки, казачья культура, казачество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar